Княжегубье

(2014)

 

Чудесное водохранилище, и ещё не очень помятая человеком Природа. Пожалуй, об этой точке Земного Шара можно бы говорить и без предисловия, но начну я всё-таки с него, а конкретно, с политических «декораций», на фоне которых и происходила наша последняя встреча с этим очень благожелательно к нашей команде расположенным кусочком Земной Коры.

А сказать надо, потому что это вот о чём:

Только Любовь! А точнее, её недостаток –  вот истинная причина всех наших бед, и тех, что мы уже пережили, и тех,  которые нам пережить ещё предстоит.

Но есть беда, которую мы можем и не одолеть.

Полная гибель цивилизации – вот перед какой напастью стоим мы сегодня! А произойдёт ли это  в результате нашей же «самодеятельности» в кошмарах бессмысленно жестоких глобальных войн, разгорающихся  прямо на наших глазах и вследствие нашего же недомыслия, или убраться в небытие нам «помогут» инопланетяне, нас курирующие – будет всего лишь вопросом формы реализации заслуженного нами наказания. Главное, что такие мы Высшему Космическому Сообществу приличных людей, то есть, Богу (в его расширенном понимании) не нужны! Да и себе тоже.

Но если цивилизация, к которой мы имеем честь принадлежать, вдруг всё-таки погибнуть не желает, то она должна, наконец, научиться  себя любить!

И только когда в  нас (в каждом из нас!) однажды затеплится хотя бы фитилёк этой поистине Великой (Планетарного, или даже Космического Масштаба!) Любви, а её Божественная Энергия отмоет наши души от гордыни, фальши, жадности и прочей подобной дряни,  можно будет считать, что мы нащупали путь к спасению, а в дальнейшем и к полной своей безопасности. Ведь с этого момента, снова став угодными Богу, мы будем находиться под защитой его самого непобедимого, потому что самого обезоруживающего оружия  в Космосе, имя которому ЛЮБОВЬ!

Не пора ли, господа «Сапиенсы», нам это, наконец, понять?

Иначе, беда!

А теперь можно и о «декорациях» княжегубских, хотя после только что вышеизложенного это уже и не совсем обязательно. Но всё-таки:

 Поездка без «лошадей», то есть, не на моторе (недавно приобретённом), а на банальном поезде. Не рискнули мы пока ещё ехать в такую даль на сыром движке. Хотя в перспективе он, наверное, будет нас таскать куда угодно и почти даром, то есть, за пустые «бензиновые щи».

Но стоит, однако, сообщить, о каком моторе идёт речь. В недавнем прошлом в нашем дружном коллективе (Велосипед, Катамаран и Оленя) появился и ещё один член экипажа. Звали его Хонда GX-35. Это был 4-тактный полутора сильный мотор. И уже в прошлом году на местных вело-авиалиниях он стал показывать хорошие результаты, правда, при попытке уехать на нём, куда глаза глядят, с задачей не справился, довёз нас только до дороги А114 (то есть, чуть дальше Устюжны) и там недвусмысленно заглох. А все усилия реанимировать его в походных условиях к успеху не привели. Хорошо ещё, что совершенно случайно мимо нас куда-то пробегала речка Молога. Вот по ней, а потом и по Рыбинской Волге мы и возвратились домой. Мотор, конечно, в сервисном центре нам реанимировали, и в этом году, введя против себя некоторые ограничительные санкции за превышение скорости, мы снова приступили к его дальнейшему освоению. И снова он показал себя хорошим «везунчиком» (вот так и запишем, что имя ему отныне будет Везунчик). Но чтобы отважиться в компании с ним на какую-нибудь дальнобойную авантюру, надо было сначала для проверки выносливости устроить ему небольшой «нагоняй»  (в виде некоторого количества сотен километров, помноженных на несколько десятков килограммов) по прилегающим окрестностям. Потому-то он пока и остался отлёживаться дома.

Итак, на этот раз у нас был билет «туда и обратно» до ст. Княжая, что в Мурманской области, а при себе только пузыри, то есть, катамаран. И 27 июня мы сели в поезд. В одном вагоне с нами оказалась и ещё одна группа туристов, но они едут до Мурманска, а потом, уже вертолётом, будут добираться до какой-то очень дикой речки (наверное, чтобы и самим там немного одичать) на севере Кольского полуострова. А в Твери к ним подсело и ещё несколько человек. Серьёзные все ребята! Мы-то едем просто поразвлекаться по Княжегубскому водохранилищу (на котором, кстати, однажды, в 2011 году, уже побывали) и прилегающим к нему озёрам, а вот они – экстрим! И потому разговоры, разумеется, самые экстремальные.

Но описывать все «тяготы» этого походы, которых вообще-то и не было, на этот раз Оленя не будет. Никому это не интересно. Да и фотоснимков у нас оказалось немного. А это уже следствие капризов одного из «нижних чинов» нашей команды, по кличке «Canon». Бунт на корабле, конечно же, подавили и бунтаря вздёрнули на рею, где он и провисел, бездельничая, до конца похода, но наша «фотосессия» на том и закончилась.

И, значит, только описание трека.

Княжая, 4 часа утра, 29.06.14. До воды (до лодочных гаражей) 2 км (знаем это по интерактивной карте, на которой даже магазины были помечены!), поэтому от услуг таксиста, готового, было, нас туда доставить хотя бы за сто рублей, категорически отказываемся. Но куда девать 6 часов, ведь магазины откроются только в 10? Решили катамаран всё же собрать и, добравшись уже на нём до ближайшего острова (200 м), там и подождать.

Далее всё до банального «как всегда». Продуктов закупили и отплыли. И пошли, стараясь не пропускать по пути ни одной более-менее достопримечательности попавшего в наше поле внимания водоёма. Вот, кажется, и всё.

Но некоторые  подробности всё же прилагаем.

В сопровождении байдаркеров-весломанов из Кирова (Люда, Сергей и Володя) слазили на Иван-гору (343 метра), а оттуда, вдоволь налюбовавшись с одной стороны видами лежащей у наших ног северной Карелией, а с другой – южных окраин Мурманской области (граница между ними проходит где-то у нас под ногами), не забыли вернуться обратно.

 Не забыли побывать и на Кукасе, до которого надо было ещё сначала дойти против шерсти речки Винчи, а потом по озеру Челозеру, уже не оказавшему нам существенного сопротивления. И вот ползком, хорошенько «не разобравшись» с катамараном, по старой, но  неплохо сохранившейся лесовозной дороге, 3 км по горизонтали и 50 метров ввысь (относительно уровня Княжегубского вдхр) – и мы на месте. Но Кукас  стоил того! Конечно же, это жемчужина.  И уже там, путаясь друг у дружки под ногами с весломанами из Москвы Юрием Михайловичем и Владимиром Фёдоровичем, истоптали его вдоль и поперёк (всего-то 40 км в длину). Правда, вернувшись в Москву, один из этой «спарки», а именно, Юрий Михайлович, практически ещё не остановившись после похода и даже не слезая с седла (ехал на велосипеде на дачу), скончался! Очень неожиданно и печально. Но, согласитесь, смерть достойная путешественника.

Всё конечно, и нет ничего бесконечного, кроме, разумеется, самой бесконечности. Хотя и она под вопросом.

Но туристов в этом году мало. Правда, по этому, в сущности,  уникальному озеру на надувных катерах разгуливают какие-то шалопаи и под аккомпанемент своей немыслимо дикой музыки тралят и без того не очень богатое рыбой озеро. А вот и следы их земного пребывания: прибитый к дереву огромный плоский телевизор. Не угодил чем-то ребятам. Или сосна не угодила. А вот и их вездеходы. У самого истока Куксы. Значит, вот откуда родом и та масляная пена, которую Оленя с недоумением рассматривал ещё под водопадом, у подножия этой реки.

Зачем они здесь? Ведь агрессивное по отношению  к Природе поведение человека, его бессмысленные травмирующие Природу поступки губят её. Даже  такая вроде бы безобидная мелочь, как наша диссонирующая  с Природой барабанная музыка, для нежного слуха Планеты чревата последствиями, которые, в конечном итоге, неминуемо обернутся  и против  нас с вами, как «возможных зачинщиков»  всех будущих катаклизмов на Планете!

«Ничто на Земле не проходит бесследно!»

Но пяти дней на ознакомление с Кукасом всё же хватило, потому, вдоволь «покуксовавшись» и, наконец, досыта «накуксившись», решаем спуститься. Но если наверх, к озеру, катамаран у нас влез без особых «бандитских разборок», то обратно решаем, предварительно превратив этого плывуна в кокон на колёсах, спустить вниз с почётом. И чуть, было, не заблудились, вовремя не расставшись с нашаганой «шалопайскими» колёсами дорогой, которая вела куда-то на восток (наверное, через Нольозеро к шоссе М-18).

А на Нольозеро мы всё равно попали. Но через день, и водой. И без свидетелей. И «обивая пороги» по речушке, из него выбегающей.  Зашли, немного по нему покрутились, и тут же обратно. Нечего было нам там делать. Но успели зафиксировать у моста свалку. А, судя по её качеству, габаритам и запахам, догадались, что, да, это действительно та самая дорога, по которой и проникли на Кукас наши «антигерои». Да и другие туристы этот вход в Княжегубье, наверняка, знают. Ведь до М18 отсюда не более 12 км довольно хорошей лесовозной грунтовки.

А теперь на Запад, к Зареченску. Там у нас намечено пополнение нашей продовольственной корзины. Правда, на самом подходе к этому энергодобывающему посёлку (плотина и ГЭС) на два дня к одному из островов нас пригвоздил шторм. Но «от звонка до звонка отмотали и этот срок», плодотворно его отлежав в нашей не очень-то широкофюзеляжной палатке. Подниматься же через плотину в речку Иову, а потом ещё через одну плотину –  в Куму, посчитали ниже своего катамаранного достоинства. Хотя хотели. Вместо этого, вдоль западного побережья, а потом и северного, пошли совать свои катамараньи носы во все расщелины и норы верхнего Княжегубья.

И не напрасно. Заливы и гроты. Нагромождения поросших древним мхом и деревьями камней. Озёра Бабье, Сенное и Ивановские (Верхнее, Среднее и Нижнее). А подниматься к ним надо было, опять же штурмуя пороги речки, их связующей. Попытались, было, проникнуть и на Ням-(ням)-озеро, что находится ещё выше Ивановских, но нам оно было уже «не по карману».

 Зато на Верхне-Ивановском попали на блины (на «ням-ням») к «троим в лодке»   зеленоградцам Кате, Александру, и их сыну Кириллу, не считая Дикуля (конечно же, собаки)

И вдруг из нас полезло:

 

«Не ради лавров мертвеца,

Но вдруг, в предчувствии конца,

Я сам к нему затороплюсь,

Исчерпав жизненный ресурс?

 

Чего это ради? Блинов, объелись, что ли? Ну, уж нет.

«Пусть будет лучше всё не так:

Не помышляя о венце   

Кощея с тайною в ларце 

(С иголкой, спрятанной в яйце),

Танцуя жизнь за галсом галс,

Идя по ней за тактом такт –

Как вдруг из множества атак

Одна прервёт мой дикий вальс,

Поставив крест на наглеце

Под заключительный аккорд

В честь судна, прибывшего в порт,

Оркестра бурь! Концов в конце!

 

Ну вот, более-менее не блестяще, а значит, для «внутреннего употребления» годится, и потому…

 

… «вальс» ещё продолжается. Неожиданно для себя на следующий же день, оставив в недоумении недоосмотренные красоты Ивановских озёр, скатываемся по тем же порогам опять в Сенное озеро и направляемся уже в правый верхний угол этого необъятного водоёма.

А там нашего посещения уже ждали:

а) гора «Больничная», раскатавшая в предвкушении этого события и прилегающую к ней с юга свою нижнюю губу (с тем же названием);

б) речка Щучья, вытекающая из одноимённого озера, но находящегося уже под юрисдикцией железнодорожной станции Жемчужной (следующей после Княжой);

 в) и, конечно же, Долмановы озёра.

Но сначала был рыбак, который привлёк к себе наше внимание тем, что, как ложкой из бочки, вынимал из воды своим спиннингом одного окуня за другим. 3 – 5 штук в минуту! Мы подошли. Оказывается, под ним стояла стая. Её он ущучил эхолотом. И вот вам, пожалуйста. Подарил и нам трёх (вот так и мы рыбачим!). Ему 53 года, звать Владимир и он из Зелёного Бора. А сушёных окуней очень обожают его любимые дочки, для которых он и старается.

Через три дня, на обратном пути мы снова с ним встретимся. Он уже будет со своими «рыбачками», вот только клёва у них уже не будет. Потому и  нам здесь ничего на этот раз не перепало. Зря подходили. Шутка.

Справедливости ради, надо сообщить, что и мы один раз отличились, поймав на поппера (блесна такая, которая не тонет) щучку. Это было ещё на речке Куксе, под водопадом. Попугаев при себе у нас, правда, не оказалось, и измерять добычу пришлось веслом – треть нашего двухметрового весла всё же намерили. Хорошо ещё, что наш «Canon» стал вдруг выдавать «ошибку за ошибкой карты памяти», а то бы, наверное, соврать не дал.

Но каналья речка Щучья, ехидно съёжившись в ручей, до Щучьего озера нас так и не довела. Да и Долмановы озёра оказались нам не по зубам. Речка, из них вытекающая, наверное, ещё когда-то насмерть перепуганная имевшим здесь место быть лесосплавом, ещё и теперь к божьему свету пробиралась сквозь его гниющие остатки. Но и тут, вместо желанной свободы, её, взъерошенную и ошарашенную таким неестественным прошлым, всё ещё подкарауливал одетый в плащ-малахай сплавщика пень – память о тех незабвенных временах. Жаль, но на фото, как и щука, он тоже не проявился.

А вот программа нашего путешествия, между прочим, почти исчерпана, и пора бы, наверное, начать суетиться к дому. Ведь до отправления обратного поезда осталось 7 дней. А надо ещё выбраться из этого медвежьего угла, насобирать по дороге каких-нибудь ягод, и по возможности 2 августа, на момент посадки в вагон №6, оказаться к нему поближе. А то, чего доброго, какой-нибудь приблудный шторм застолбит нас на каком-нибудь непредусмотренном программой острове ещё дней, этак, на «n» – и только веслом помашем вслед уходящей надежде на скорое выздоровление от этого распрекрасного заполярного запоя.

И вот она первая ласточка (чёрт бы нас дёрнул) этого  неумышленного предсказания – шторм по заказу! И, уже видя всю неотвратность судьбы, мы, тем не менее, ещё долго не можем найти подходящий для убежища островок. Все они были какие-то мелкие и несерьёзные. И заигрались. Только-только втащились на первый попавшийся, как того и ждавший шквал нас так приласкал, что смял и палатку, которую мы даже не успели как следует развернуть, и саму идею её установки под сумасшедшим ветром. Пришлось всё делать заново, но уже в экстремальных условиях и убравшись с берега подобру-поздорову вглубь этого острова. Но уже утром, когда дождь и ветер слегка поутихли, мы снова были в пути.

Правда, недолго, потому что снова споткнулись о группу байдарочников, в отличие от нас, стратегически точно обосновавшуюся на господствующей высоте, уже на выходе из этого «бабского» озера. Они из Одинцово, а впереди у них всего 5 дней, причём, как впоследствии выяснилось, весьма штормовых и дождливо-тоскливых. И уже на следующее, вроде бы солнечное, утро мы разошлись. Они направились подальше от цивилизации, мы –  уже к ней приближаясь.

Снова угроза шторма. Но на этот раз мы не стали ждать, когда он сдерёт с нас халат халатности и как следует отшлёпает, и успели зацепиться за один из Ягодных островов заблаговременно. Может, и ягодку здесь найдём, ведь не зря же они так называются

Но её здесь было мало.  А вот шторма оказалось много. И отобрал он у нас ещё два дня.

Но вот новый просвет – и в активе ещё 20 км. На этот раз встали в хорошо защищённой от ветра бухточке, в 7 км от станции и в 100 метрах от морошки и черники. И отвели, наконец, душеньку, наевшись под нескончаемым дождём этой вкусно-полезной компенсацией за моральный ущерб на всю предстоящую зиму.

Погода установилась стремительно. И это был именно тот день, когда она нам наиболее всего и была нужна. С пятью километрами под неотвратимо голубеющим во всех направлениях небом катамаран расправился без суеты и, выйдя сухим из воды, в тележке (как шведский король Карл), «бледен, недвижим», но уже без приключений и на оленьей тяге добрался до вокзала. И вот 14 часов сухого ожидания поезда. А задержись мы на островах где-нибудь ещё, могли бы и снова напороться на гнев небес.

Но и ожидание не оказалось томительным. В помещение вокзала, и даже не вмещаясь в него, стала набиваться и другая туристская публика. Значит, и в поезде скучно не будет. Вот и местный «народный артист» неустанно «мерячит» перед всеми останавливающимися здесь поездами, срывая аплодисменты девчонок-проводниц.

Дальше только дорога домой

И

Обращение

ко всем, кто следит за моими передвижениями по пока ещё непустым и доступным нам пространствам нашей маленькой Вселенной

Во-первых, я благодарю вас за эту «слежку». О том, что она существует, я узнал почти случайно, заглянув недавно (в порядке «инспекции»)  на свой сайт  не по паролю, а через один из поисковиков. И был приятно удивлён, встретив там, среди комментаторов, и многих моих давних знакомых по путешествиям. Благодарю всех. Я вас помню и люблю.

 Но я редко роюсь в интернете, нет на это ни времени, ни особой надобности. Как нет его у меня уже и на то, чтобы поддерживать регулярные связи со многими из вас. Простите меня и за это. По той же причине я стараюсь не отвлекаться  и на описание  технического оснащения своих путешествий, тем более что считаю свои поделки всего лишь побочным продуктом основной деятельности. Кстати, всем, кто хотел в моём агрегате как-то разобраться (даже французам), я никогда «в доступе к его телу» не отказывал и всегда терпеливо пытался им что-то объяснить даже прямо на дороге. Были и такие, кто хотел бы наладить  его производство. Но даже этому, понимая всю эфемерность затеи, я не собирался противиться. Правда, никто из потенциальных «предпринимателей» на повторный приём ко мне так и не записался. Технической же документации у меня нет, потому что она только в голове.

А вот что я хочу, так  это успеть понять причины происходящих сегодня с нами неприятных метаморфоз и в форме предупреждений донести это понимание и до тех, кто так же, как и я, неравнодушен к судьбе человечества. Конечно, может, я преувеличиваю степень опасности и, мои предвидения всего лишь плод больного воображения и бред сивой кобылы, но я очень не хочу, чтобы они стали предсказаниями. Удастся ли, не знаю? Но хуже никому не будет, если однажды, вовремя спохватившись, мы всё-таки послушаемся голоса своей со-Вести  (то есть, ответим, наконец,  со-Гласием на Глас Божий, постоянно в нас присутствующий и несущий нам Весть о правилах поведения разумных тварей в Космосе и на Планете) и, начав жить со-Вестно, вдруг станем немного лучше.

Такова моя морока, которую я сам же для себя и придумал. А может, и не я.

Оленя

 

X