Если смотреть на мир сквозь грязь своей души,

               то только эту грязь вы там и увидите.

               Но проколупайте в ней хотя бы дырочку –

                    И вы увидите, что он прекрасен!

Север

 (2011)

 

06.07. Фальстарт! Казус, но довольно удачный. Потому что мы ещё никуда не успели уехать. В момент трогания с места вдруг обнаружилась необычная неисправность: отказал навигатор. И как Оленя ни бился, пытаясь его реанимировать, пришлось ехать в фирму.   Диагноз, поставленный «Навикомом»,  оказался неутешительным: прибор неисправим, и надо его менять. Это обошлось Олене в  6000 р. (3 месяца Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1643cназад истекла гарантия).

07.07. И всё равно, несмотря на нехорошее предзнаменование, едем.

Опять Дубна и Клетинский бор.

 

Текущим летом мы здесь уже дважды успели побывать, а наши дубнинские знакомые нам даже устроили экскурсию к местному чуду света.

 

Акустический шар. Реверберация внутри такая, что некоторым моим сопровождающим стало плохо (пить надо было меньше). Видимо, инфразвуковые частоты.

Но Оленя решил вложить этот шарик в свой отчёт.

 

А потом были Волга и Угличское водохранилище, волок в Корожечну, и снова Волга до  самого Рыбинского водохранилища.

 

08.07.Катамаран идёт легко. За Кимрами, на левом высоком берегу часовенка. Раньше мы её почему-то игнорировали,  но на этот раз решили приблизиться. А под ней оказался минеральный источник! Как же это мы раньше-то его не замечали?

 

На левом берегу плакат: «Берег для ИЖС» (то есть, для индивидуального жилищного строительства). Распродаются берега. И покупатели на них, конечно, найдутся. А что же потом делать нам, то есть, тем, кто эти берега никогда не купит, считая их общечеловеческой собственностью?

 

За Белым Городком, за церковью (а она опять в лесах) наша вторая волжская стоянка. Третья будет за Угличем, а четвёртая уже  на островах, на Рыбинском водохранилище. Этот последний этап (65 км) мы прошли со средней скоростью 8 км/час. Шли бы и ещё, да островов впереди уже не осталось. А преодолевать рыбинские открытые пространства на ночь глядя не стоило.

 

13.07. Но утром подошла яхточка. Оказывается, вчера она не могла нас догнать, и вот с утра решила выяснить, кто же это её «сделал» (яхтсмен Валерий из Рыбинска)?

- Да вот, он, - и Тюленя гордо указал на своего тюлененосца.

 

А день, между прочим, предстоит ответственный. «Рыбку» надо пересечь с юга на север. Мало того, что это несколько десятков км, но ещё и ветер подсуетился встречный. Его нам только не хватало. И он сразу же отобрал у нас половину заложенной в этот проект скорости. Да ещё из-за оплошности капитана плавничок под катамаран подвернулся. Как нога, неудачно наступившая на камень. Значит, потеряли управление. И с катамарана до него не дотянуться, и до берега (западного, вдоль которого идём) сквозь заросли камышей не добраться. Но нашли, где помельче, и, спрыгнув в воду, выправили положение.

 

Камыши справа, камыши слева. А где-то рядом остров, но всё пространство между ним и материком заросло камышами, и мы его не видим. И один только Бог, да Гармин знают, как сквозь эти джунгли продраться. Они-то нам и указали проход (видимо, бывшее русло Мологи) –  тоненькую синюю ниточку на белесом фоне мелей, занятых камышами.

 

Но нет добра без худа. Камыши нас заслонили от наскоков ветра.

 

В итоге 42 км, и остановка на ночь перед заливом, в котором спрятался от назойливых ветров населённый пункт под названием Брейтово. Много лет назад Оленя его уже посещал на своём  виндсерферном парусе. А теперь вот салютуем ему вёслами.

 

14.07. Но на этот раз в залив не пошли, а снова топчемся против ветра (спасительные камыши кончились) на северо-запад, к островам, которые оком Гармина уже видим, но зубом катамарана пока неймём. Ведь до них ещё 18 км, да и сами они, как впоследствии оказалось, избыточно перенаселены отдыхающими, так что проку от их лицезрения не оказалось никакого – не приткнуться! Зато безветрие и потому не слишком волнительно. Но и коряжника нет, которым нас так усердно пугали некоторые встреченные нами сердобольсьтвующие доброжелатели. Хотя отдельные старые коряги здесь-таки плавают. Вот одна из них, работая вёслами как конь семейства оленьих,  тоже в какой-то калачный ряд путь держит.

 

 И лишь на длинных песчаных косах о чём-то чаёвничают чайки.

 

 За 3 км до Весьегонска отыскали небольшой «нелюдимый» островок и определили его под ночлег. 53 км.

Неделя пути. Это много. И 414 км – а это мало. Но ведь идём водой.

 

15.07. В Весьегонске магазин надо искать сразу, как только произошло соприкосновение с городом. Тут он в 300м от воды. И больше их на побережье не будет.

Поэтому сразу берём  курс через Моложский залив, по направлению на Красный Двор. Ходили мы на него уже однажды походами (2009 г).

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1661с Тамошние мухи нас сразу узнали и тут же набросились на нас с поцелуями. Еле отбились. Вот она, обратная сторона славы. А на фото запечатлены «Красные Дворянки» со своими, наверное, тоже «Красными Дворовыми детьми».

 

Далее 6 км утоптанной щебёнки, потом 15 км приличной бетонки и 18 км асфальта. И мы – будь она трижды недоделана – в который уже раз на трассе А114. Кстати, а в Коротово (несколько км не доезжая до А114), слева от дороги,  есть хороший колодец.

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1700с16.07. Остановили гаишники. На нас, оказывается, кто-то наклепал, дескать, мы не уступаем дороги? Врут! Но шоссе действительно переполнено. Может быть, из-за субботы? А, может, из-за того, что его, наконец, подремонтировали, вот все на него и устремились?

 

 После поворота на Кириллов дорожная ситуация не изменилась. И здесь вся дорога в колёсах.

В одно из сёл заехали водицы напиться, а попали на козырный интерес. Молодому хозяину уж больно поглянулся наш «подвижной состав», и он предложил (как глава какой-то череповецкой фирмы) попытаться подготовить его к производству.

- Вы хотите сделать вещь или только денег подзаработать?

- И то и другое.

- Если на первом месте у Вас только деньги, то я Вам в этом предприятии не попутчик. Но коли  в Вас шевельнулся здоровый интерес к моему детищу, то – пожалуйста. Если, конечно, получится. Дело в том, что аппарат не так-то прост, как Вам, может быть, показалось на первый взгляд. Но если сумеете его сделать так, чтобы Олене потом не пришлось краснеть, то делайте. И флаг Вам в руки.

Развития отношений впоследствии не произошло, наверное, высокая договаривающаяся сторона одумалась.

 

Но станут ли люди лучше, став обладателем ещё одной игрушки? Повысит ли она их нравственность? Вряд ли. Ведь семимиллиардное человечество уже имеет в своём распоряжении 1 миллиард автомобилей. И что же? Стало оно от этого лучше? И стала ли здоровее от этого нашествия машин наша Планета? Всё пока получается с точностью «до наоборот». Став бесконтрольным обладателем громадных энергий, человечество в лучшем случае тратит их на безделушки (зачастую вредные), в худшем же – на создание оружия самоликвидации, то есть, для войн с самим собой и со своей планетой.

Развитие техники только тогда имеет смысл, когда она служит духовному развитию человека.

 

Сегодня, несмотря на сложные дороги и непредвиденные потери времени, в прибыли имеем 120 км.

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1672с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1671с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1665с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1670с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1681c

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1680с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1675с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1677с

17.07. И опять, сквозь дождички (хоть и не в четверг), но –  125.

 

18.07. Куков-ро´дник, и неожиданная встреча с прошлым годом:

- А Вы меня не помните? Геокэшинг и два байка?

2010 год. Да, мотоциклисты там были, но этого байкера Оленя решительно не помнил.

Михаил Несторов из Кириллова. Направляется с подружкой вокруг Онежского и Ладожского озёр.

 

Белый Ру´чей. Здесь дорога, вопреки радостным победным реляциям Интернета, не только не улучшилась, но даже обзавелась новой проблемой. Её перерезала траншея! Попытались, было, объехать, благо, что слева от непредвиденного безобразия увидели новую, пока ещё песчаную дорогу, ориентированную вроде бы в нужном направлении. Однако она почти тут же упёрлась в какой-то пустырь и будку с охранницей, которая заявила, что впереди всё равно шлагбаум, и его для нас никто не откроет. Шлагбаум действительно был – добротный, железный и лбом не прошибёшь – и предохранял от нас узкоколейку, ведущую на нефтебазу (сведения совершенно секретные и отсылке за рубеж не подлежат!). И открывать его для нас, конечно же,  никто не собирался. Но мы под ним проползли, и всё-таки оказались в этом обойдённом дорогами  месте с чудесным названием Белый Ру´чей!

Ночёвку организовали уже за Девятинами, у придорожного озерка.

 

1907. Подъём в 07-00, купание в росе. А тут ещё  и рыбачок заявился (у него здесь, оказывается, мережка здесь поставлена) и прямо на наших глазах и совершенно без труда вытащил двух рыбок из этого пруда.

 

Но дорога, тем не менее, поставленным перед ней задачам не отвечает (как всегда перед Вытегрой), и разбита вдребезги на самых ответственных своих местах –  на спусках и подъёмах. Когда-то и где-то здесь мы уже ломались, поэтому едем аккуратно. Хотя сама Вытегра уже заасфальтирована (за исключением двух небольших реликтово недоделанных участков, сразу за городом). И потом, вплоть до Гакугсы, к асфальту больших претензий у нас не было. Но после неё ухабы возобновились, и потом не закончились даже в Пудоже.

Ночёвка у речки Велмуксы. Ещё 127 км.

 

20.07. И ещё один день плохих дорог.

В Песчаном ненадолго заскочили на берег озера. Но к воде не прорваться. Весь берег забит катерами, катамаранами и яхтами. Ведь отсюда до дороги всего метров 100. Удобная точка соприкосновения озера и цивилизации. Но всё равно искупались.

У местных же рыбачков здесь  только избушка, но её хозяева пригласили нас на чай. И они знают Толю Буряка, что живёт на Муромском озере!

 

Впереди дым. Горит лес. А на дороге микроавтобус с лесничим Ириной Сергиенко и инспектором охраны леса Сергеем Сергиенко (Римское участковое отделение охраны леса). Ждут авиацию. Она им поможет. Но уж, коль однажды Нерон сказал: «Гори, о, Рим!», - то вот он и горит, находясь даже на берегу Онежского озера (посёлок называется Римским).

Мы не дождались конца пожара, и потому едем сквозь дым.

 

 Речки Туба и Филиппа. Купаемся во всех. А  вот подъехали и ещё любители покупаться. И это бывшие наши братья по СССР, эстонцы, братья Пайво и Айво Тамм, и не братья Янис Симо и Тыну Рэслер. Они деревенские и понятия не имеют, почему в их городах власти так не любят русских. У них в деревне с их  русскими соседями недоразумений нет, и общаются они между собой на добротном русско-эстонском «эст-руглише». Олене нечего было это объяснять, он и сам всё это знает (с этой страной у него есть собственные хорошие связи).

Глядя на нашу «дрань», эстонские экипажи подарили нашему экипажу перчатки. Хорошие перчатки, красивые, но ехать в них невозможно, они не дышат.

А на нашу блесну, оказывается, ловится рыбка всех национальностей.

Но 95 км.

 

2107. Медвежьегорский р-н. Дороги лучшают прямо на глазах. Правда,  самой Медгоры, Повенца и шлюза с баржой, которая в это время по нему проходила, это не коснулось.

М-18. И по этой трассе нам теперь скакать, да скакать, сколь мочи хватит. Встречные же шофера говорят, что и с ней хлопот не оберёшься. Но пока всё в порядке.

 

22.07. Поворот на Сегежу. Здесь, У придорожного кафе, столпотворение машин. Подмосковные туристы едут в Карелию. Некоторые же из них даже пытаются, не упустив случая, пересесть на наш транспорт, правильно сообразив, что так было бы и надёжней и быстрее.

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1683c

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1684b

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1685b

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1691b

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1695с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1696с

Частые ремонты дорог. Идёт переукладка асфальта. Нам она пока не мешает, но грозит будущими неприятностями. Дождь пережидаем под навесом АЗС. Вроде как заправляемся.

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1706с23.07. Дима, Таня и Ваня Алексеевы из Чебоксар.

В Пушном заезжаем в магазин и ремонтируем только что сломавшийся тент. Подходящий для этой цели стальной пруток находим на местной свалке. Рвётся и седло. Резину на нём надо было бы ещё дома заменить, а теперь вот приходится связывать концы с концами.

 

24.07. Воскресенье. 120 км. И разговоры, разговоры, разговоры. Вот отец с сыном из Мурманска. Сын инвалид. Увидели в нашем велосипеде готовую инвалидную коляску для путешествий. Вот кому наш агрегат мог бы пригодиться. Но, увы.

 

Но в недалёкой перспективе из снаряда для путешествий наш Олененосец, конечно же, и сам понемногу превратится в инвалидную коляску. А потом, глядишь, и в карету скорой помощи, чтобы по дороге в медучреждение добраться до него уже катафалком под управлением покойника. И, наконец, совсем уже за ненадобностью, он, может быть, однажды станет даже памятником всем «изобретателям велосипедов»!

Каменка Владимир Николаевич. (Мурманск). Но снимка не случилось.

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1707cА дорога, между прочим, становится совсем неплохой. Вот даже какой-то «бешеный», попытавшийся не по правилам объехать на своём таракане фуру, валяется теперь в кювете. Фура за дерзость сняла с его левого переднего колеса резину. Всё остальное, включая и людей, не пострадало. Но такие душераздирающие сцены мы не снимаем.

 

А вот у обочины стоит бутылка с каким-то напитком. И её здесь не забыли, а выставили нарочно и  явно для нас. Это подарок. В бутыли оказался прелестный коньячный напиток.

Спасибо! Он нам очень даже потом пригодился.

 

2507. И вдруг два участка по 10 км  идущих навстречу друг другу ремонтно-реконструкционных работ! Но прежде, чем строить, дорогу здесь пока разрушают.

И Оленю накормили такой пылью, так намотали на ухабах, что из него даже гайки повывинчивались!

Но взамен дорожные строители-армяне снабдили нас визиткой их велопутешественника Оганесяна, который сейчас тоже где-то мается по российским бездорожьям. А вдруг встретимся?

 

А вот питерские байкеры, они же дайверы, Александр, Андрей, Елена, Евгений. (MOTOTRAVELS). Эти едут понырять на Рыбачий.

 

Ночь у моста через Ковду. И, несмотря на такую неуравновешенную дорогу, 104 км всё же у нас в кармане.

Но где взять гайки?

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1704с

2607. Одну подарила художница Репина Елена, по согласованию с мужем Андреем, столяром-краснодеревщиком. Едут уже навстречу, но обгоняли нас ещё под Пудожем, когда ехали туда же, куда и мы. Говорят, что под Лоухами на дорогу выходит шалопай медведь-попрошайка, и лезет за угощеньем лапами прямо в окна машин. Но нам он не встретился. Видимо, догадался, что с велосипеда взять нечего.

 

Отменяем своё желание ехать на Софпорог и на Кумские озёра. Туда, конечно, идёт дорога из Лоухов, но, говорят, что уж больно она разбита лесовозами.

Наконец, Зеленоборск. И сразу же, прямо  у магазина, над нами взял шефство клан Волковых. Они местные жители. Оказывается, ещё вчера некоторые из них даже обгоняли нас на дороге, и вот теперь на «Жигулях» и мотороллере, почётным эскортом, сопровождают к затону на Княжегубском водохранилище, откуда, по их мнению, удобнее всего можно будет встать на воду.

4 км по очень доброжелательному, однако, городу.

 

Место действительно оказалось достойным. Но относительно. Потому что кто-то из местных олигархов начал уже и здесь возводить апартаменты, и охрана грудью встала на пути нашего посягательства на его законные права. Но мои сопровождающие возмутились: «Как это так? Да они всю жизнь здесь отдыхали, а теперь выходит, что эта территория им не принадлежит?» Оленя же только пообещал мужественной охране надолго здесь не прописываться, а как только будет в состоянии, тут же и отплыть.

 

И ещё одна гайка нам  в подарок, но уже от Волковых. Так, чего доброго, и на иномарку насобираем.

 

В этот день по воде мы сделали только 8 км, то есть, до ближайшего острова. Надо было проложить маршрут до пункта назначения. А им предположительно должен был стать Кукас. Бумажных карт на эти места у нас почему-то не оказалось, но на карте навигатора озеро было, и мы наставили на ней в нужном направлении флажков. Вот завтра по ним и пойдём.

А на Гармине 1588 км. Вот сколько уже оттопали.

 

Вода, вода…

 

а) Пресная

27.07. Идём по флажкам. До Лопской Запани ничего антропоморфного. Ну, а здесь дачи и дачники. После протоки Тюлле начинают попадаться и туристы. С группой из Ростова-на-Дону некоторое время идём параллельными курсами. Но они метят на озеро Пудос, а нам надо проскочить мимо него. И уже в устье речки Винчи, соединяющей Челозеро с Пажмой, нас чуть было не накрыл сильнейший ливень, еле успели разбить лагерь и спрятаться под тентом.

28.07. Винча это 100 м камней. Порог слабенький, но ведь волочёмся  проводкой против течения. Далее  оз. Пажма, а на нём харьковская бригада туристов Оксана, Лена, Лариса и Катя. И к ним их мужское приложение Юра, Саша, Лёша, Володя и Тарас Григорьевич Шевченко. В быту они (или некоторые из них) альпинисты и даже мастера этого вида развлечения. Но здесь это флотилия (две байдарки и катамаран под мотором) и просто хорошие ребята и девчата. Но они стоят, а до Кукаса (вернее, до речки Куксы, из него вытекающей) ещё 5 км.

 

И вот мы уже у водопада, которым она заканчивается, а перед нами варианты. Подняться к озеру по берегу Куксы, по извилистой и заросшей тропе. А это 1,5 км по горизонтали и 80 м по вертикали. Или проделать 4 км по заброшенной лесовозной дороге, начинающейся за два км до этой самой Куксы.

 

Выбрали первый. Оставили  катамаран на произвол судьбы, и отправились на разведку. Нет, с катамараном здесь было бы не пролезть. А вот и мост с той самой дорогой, которой мы пренебрегли. И дорога вроде бы ничего. И даже какой-то мужичок на этом мостике голенький отдыхает. И вещает, что идти далее надобно через мост, а через 500м  будет нам и Кукас, будет и свисток. Как выяснилось позже, здесь у мужичка был промежуточный финиш по дороге из Кукаса в Челозеро. А «волочится» он  вместе с командой, которая сейчас где-то в поте лица как раз и преодолевает эти км.

 

 Вместо 500  Оленя просвистел 3000 метров, но озера не было. Видимо, где-то с этой дороги надо было свернуть. Пришлось вернуться.

И вот еле понятный поворот. А за ним и долгожданный  Кукас. Но с берега обзор всего  градусов 90. Ну что тут разглядишь? Сюда, конечно же, нужен был катамаран. И ведь можно было его сюда перебросить, зная заранее, что дорога проходима. А теперь уж как-нибудь в другой раз или уже никогда.

Вернувшись, напросились на постой к харьковчанам.

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1726с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1736c

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1739c

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1742c

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1731с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1733с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1772с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1778с

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1767 c

29.07. И вот днёвка. Беседуем о проблемах человечества и нынешней Украины. Угощают копчёной рыбой, украинским борщом и салом.

И борщ, который на этот раз сварила Лена Дюкарева, был чудо, как хорош.

 

30.07. В обратный путь некоторое время идём общей кильватерной колонной. Но после порога расходимся. Их с Челозера будет снимать автотранспорт и отвезёт в Чупу, а нам надо бы ещё наведаться в Пудос, да попытаться там вскарабкаться на Ивангору (343 м).

В Пудосе очень долго ищём тропу на знаменитую горку, но почему-то всё время сбиваемся с толку. Наконец, пошли и вскоре упёрлись в отвесную стенку, для преодоления которой требовались даже некоторые альпинистские навыки. У Оленя таковых при себе не оказалось, потому он рисковать без страховки не стал, и с отметки 167 м повернул восвояси. Настоящая тропа, оказывается, начиналась там, где обосновалась какая-то группа, которая, видимо, не желая через себя никого пропускать, и направила нас по ложной дорожке. Бог им судья.

Уже на выходе из Пудоса остановились на ночлег рядом с семейкой из Протвино. 8 лет прожили они в Америке, и вот вернулись. Редкий случай, ностальгия.

31.07. Вынужденная днёвка. Неожиданно сломалось седло, и потребовался эпоксидный ремонт. Зато в первый раз за лето мы встали в черничные заросли.

Но что-то многовато у нас ныне ремонтов. Видимо, ресурс конструкции на исходе. Как бы чего серьёзного не случилось. Не пора ли нашу конструкцию подвергнуть серьёзной реконструкции?

 

01.08. Но ремонт и на этот раз удался. Погода тоже. А через 5 км с берега, в протоке Тюлле нас опять окликнули? И это опять были наши друзья харьковчане. И на полчаса, на украинский борщ и копчёную рыбу с салом у нас ещё хватило ума  приостановиться.

 

А потом – безостановочная гонка до самого Зеленоборска. Солнца сегодня мало, потому экономим электроэнергию и навигатор включаем лишь изредка. Да и дорожка вроде уже нам знакома.

Ночлег рядом с шоссе и в 2 км от того места, с которого 5 дней назад стартовали.

 

б) Солёная

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Море402.08. От воды пресной, озёрной, и до воды солёной, морской, всего 10 км. По пути отметились в магазине, от которого 5 дней назад стартовали. Продавщицы дознаются, как сплавали.

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Кандалакшский залив2Сборка катамарана на левом берегу реки Княжой и прямо у автомобильного моста. В 14-00 спуск на воду. Течение нас тут же подхватило и понесло в море. А там довольно приличный встречный ветер, и прилив, и течение, стало быть, уже встречные. Но прилив скоро закончился, и надо было искать стоянку. Потому-то всего 25 км.

 Но утром максимум воды будет в 6-30. Значит, к этому времени желательно быть уже на воде.

 

03.08. И мы были. Правда, без завтрака. Потому что упускать момент было никак нельзя. Море здесь мелкое, и всё в камнях. И пришлось бы ползти  вдогонку за ускользающей  водой не один десяток метров, и, может быть, вплоть до нового прилива.

 

Хмуро и безлюдно. Правда, отлив пока попутный, но скоро мы повернём на юг, и там он для нас опять будет встречным. Тем не менее, за первые 3 часа мы прошли 24 км. И впереди уже Кандалакшский заповедник. Когда-то, но в обратном направлении, мы его обходили целую ночь. А сейчас, со второй половины дня,  солнце и прилив. Ностальгируем. Вот маяк, в бухте за которым мы однажды коротали ночь. Теперь идём мимо. И сегодня у нас уже 56 км. Встали на материке, напротив Кем-Лудских островов. А до горизонта одни мели да камни. Но завтра будем вставать уже на 50 мин позже. Таковы законы Луны.

 

04.08. Ветер северный. И откуда он только взялся? Ведь вчерашний вечер не предвещал ничего подобного. Было солнечно, безветренно и тепло. «А ныне посмотри в окно». В 7-40, стартуем под вой северного ветра. А чтобы от него увернуться, надо сначала, подставляя себя лаговой волне, обогнуть мыс, на северном берегу которого мы так хорошо вчера пригрелись, и сквозь мелководье и груды наваленных в беспорядке камней выбраться в море. Раза три на эти камни умудрились сесть, но сошли с них благополучно.

Благополучно обогнули и островки с рыбацкими избами, и сети, которыми они себя окружили, и, наконец, взяв курс на остров Сидоров, устремились на юг, в проОписание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1813cлив между Кемлудским островом и материком.

 Но и тут камней не меряно. Буквально, каменные джунгли. По их лабиринтам пришлось пробираться в общей сложности 5 км. А как только всё это прошли, и ветер уже обещал стать попутным, он вместо того вдруг стих совсем! Он, что, не мог это сделать минут 40 назад, когда мы барахтались в волнах среди камней?

И ветер, будто извиняясь за допущенную погрешность, снова завыл, но только уже с берега, то есть, опять в морду! Ну, что ты с ним будешь делать?

И опять работа с волной и встречным отливным течением.

А «расстрельной» баржи, между прочим, на Кузокоцком мысу, которая так «украшала» этот заповедник несколько десятилетий подряд, уже нет.

 

До приличных ветров мы всё-таки успели влететь в восточную бухту Сидорова. Нужно было пополнить запасы воды, ведь здесь есть хорошие бочажки.

 Но они были полупусты. Набрали только 2 л. Наведались и на болото. Но и морошки нет, только одна черника. А нам и не до ягод. Пока не разразился настоящий шторм, отсюда надо выбираться.

Проходим острова Кишкин и Черемшиху. На  них  резвятся московские школьники, играют в средневековую войнушку. А неподалеку и обслуживающий их персонал –  кораблик и спасатели. Раньше такого здесь не наблюдалось. А замёрзли-то как! Особенно одна девчушка. До посинения!

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1815c- Да что ж вы её так заморозили? Ведь простудится!

Вот бестолковые.

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1830cНо погодная обстановка всё усугубляется. И надо бежать, чтобы успеть проскочить опасный мыс Шарапов. А ведь хотели ещё посетить Сосновец (где, как предполагалось, могли находиться наши друзья), но свиданием с ними пришлось пожертвовать.

Уже перед Соностровом повстречали надувную моторку с замерзающей рязанской парочкой на борту, тоже очень опасавшейся мыса Шарапова. Жаль, но снимка нет.

Но вот, наконец, и Соностров, а за ним тишина и покой до самого утра. И 43 км. А вот Гармин, к сожалению, с этим островом пока не знаком. Нет его на его картах.

 

05.08. Но на выходе из бухт Сонострова нас снова поджидал шторм. И мало ли, что он был попутный, но уж больно шквалистый.

 

Встречная байдарка-одиночка. Направляется в Чупинскую губу. Желает там встретиться со своими друзьями. Бог ей в помощь.

 

Заливчик с избой и лодками. Значит, должны быть люди и собаки. И было то и другое.

Сначала подружились с собаками, а потом уж и с людьми. Двое рыбаков. Угостили чаем, да и в дорогу дали килограммовую горбушу (она здесь не очень почитаема, так как мешает нереститьОписание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1811cся более ценным рыбам, кумже и сёмге).

 И опять, попеременно, то шквал с дождём, то солнце с ветром. И так до Карбас-Луды, куда тоже ненадолго заскочили. А потом шквалы и дожди, как на бис, повторили нам весь свой дообеденный репертуар. Но, тем не менее, мы  прошли и мимо Гридино, и мимо Яголомбы с Перговшиной. И чуть, было, даже мимо острова Никонова не проскочили. Но, имея за день свыше 60 км, решили всё же на нём заночевать. Так в заброшенной избе (не хотелось ставить палатку), в 22 часа местного времени и угомонились. И ни один комар, ни одна другая тварь не смогли нам в этом помешать.

Но колодец и здесь пересох.

 

А Гармин, между прочим, имеет один очень серьёзный недостаток. Его экран в серые времена суток разглядеть очень трудно. Оттого-то мы и промахнулись мимо Яголомбы с Перговшиной, где непременно хотели отметиться.

 

06.08. И опять блуждания по замысловатым каменным джунглям. Их корги обходим далеко в море.

На мысе Каменном тоже брошенная изба и такой же колодец. Но всё равно здесь у нас обеденный перерыв.

 

Перед Сыроваткой наслаждаемся видом севшего на камни небольшого кораблика. Видимо, давно он уже тут обосновался. 6 лет назад, когда мы в последний раз здесь проходили, его ещё не было. А далеко в море в лучах вечернего солнца видим огромный белый пароход. Но при рассмотрении в бинокль оказалось, что этот мираж сотворён морем из лежащего на камнях огромного обглоданного волнами дерева. И где только оно его отыскало?

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1827с

На самом же острове Сыроватка запустение. Окна и дверь избы заколочены, колодец превратился в лужу. А ведь когда-то здесь рыбаки угощали Оленю красной икрой прямо из бочки.

 

А пока искали воду, прилив чуть было не утащил наш катамаран в море. Еле-еле успели ухватить его за хвост.

Сегодняшний счёт нашим островам и километрам завершил Хенной и 45 км.

 

07.08.Выход в море в 10-30. Вот уже куда сместилось начало отлива. Но через 5 км обнаружили у себя ещё одну неисправность. Расхлябалась и готова была сломаться правая уключина. Пришлось её укреплять резиновым жгутом.

 

На Малом Медвежьем остановились на обед. Но здесь палатка! А вот появился на свет и её обитатель. Сергей, одиночник из Питера. Байдарка у него трёхместная, палатка – на четверых, а он один. И горы вещей! В день проходит по 15 км. Выделил нам 2 л воды. Мог бы дать и больше, но нам хватит. Ведь сегодня мы будем на Студенцах, а завтра, Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1835сБог даст, и в Кеми.

 

И опять лавировка между каменных чудовищ, вылезающих во время отлива из воды прямо на глазах.

Но, наконец, Студенцы. И в активе 51 км.

 

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: IMG_1833сСтуденцы – это один из беломорских оазисов. Вот к нам подошла лодка. Это местный предприниматель Женя, мечтающий нас облагодетельствовать местом в гостинице или местом в такси, чтобы можно было до неё добраться, или хотя бы доехать до вокзала. Но нам почему-то ни того, ни другого, ни даже третьего не потребовалось, и Женя, разочаровавшись в нас, отбыл на ловлю других туристских душ.

Но он знаком с журналисткой  Вероникой Федотовой, которая когда-то брала у нас, велосипедных, интервью. А катамаранные мы её не интересуем?

 

До Рабочеостровска всего 8 км. И чудный закат. Но большая вода завтра будет только в 12 часов. И там, в этих морских воротах Кеми, желательно оказаться только в это время, потому что по малой воде в забитую камнями салму, где он находится, войти не удастся.

08.08. Утром в последний раз нам показали солнце. Потом оно исчезло, и, как потом оказалось, сегодня навсегда. Стало накрапывать. Отчалили в 10 ч. Но к этому времени дождь уже шёл не переставая. Пришвартовались, как нам думалось, прямо к асфальту. Но это был хребет большой каменной луды, уходящей из посёлка прямо в воду.

 

Финишная кривая

 

Катамаран разбирали под дождём.

Велосипед собрали под ещё большим дождём.

Выехали по «луде» на настоящий асфальт уже под настоящим ливнем.

И все 15 км, от места высадки на берег и до Кеми, шквалы непогоды только усиливались.

Но на каком-то неприметном повороте мы вдруг потеряли главную дорогу, и нас снова вынесло на берег моря.  Шквал оттуда не замедлил нас за это наказать и надломил стойку, поддерживающую тент. А так как на ней «висели» тормоза, руль и рычаги возврата педалей, то всё это одномоментно пришло в негодность! Будь то на воде, мы бы сумели от этого погромщика увернуться, но здесь манёвр был невозможен.

 И вот стоим под проливным дождём, по щиколотку в луже (почти босиком) и лихорадочно соображаем, что же в данной ситуации можно предпринять? Конечно, отремонтироваться можно, но не под дождём же и не посередине улицы чужого города. Требовалось укрытие.

 

Нашёлся навес, это были пустующие торговые ряды. Нет, не то. Там мы смогли только привести в чувство руль и кое-как поехать, но без тормозов, значит, только по тротуару. Стоп! Но ведь где-то здесь должен быть вокзал? Он оказался в 15 минутах езды в заданном направлении. Вот только зачем он нам? Ведь ремонтироваться в нём нам не позволят.

А, может быть, уехать? Надо это прозондировать.

 

Касса и дежурный по вокзалу не знают, что с нами делать, и отсылают на консультацию в багажное отделение.

И Люба, ведающая этим ведомством, всё расставила по своим местам:

- Никуда ничего сдавать не надо, а коль это разбирается, то и разбирайте, на здоровье. И везите с собой, как все люди возят.

- А можно, я здесь займусь разборкой? – день был не «багажный», и помещение пустовало. Идеальное было бы место!

- А до 6 часов успеете?

- Я постараюсь.

Но как Оленя ни старался, всё-таки не успел. И Люба оставила нам ключ, который потом Оленя отдал дежурной по вокзалу.

Есть ещё женщины в русских селеньях!

Спасибо, Люба!

 

Дальше всё было просто. Все московские поезда через  Кемь идут только утром. Но есть проходящий (адлерский), и он идёт в 1 час ночи. Туристы же, битком набившиеся в зале ожидания, явно нацелены на поезда московские. Вот и ладненько. Значит, кого-то из них можно будет зафрахтовать, чтобы помогли нам сесть на адлерский поезд. Всё равно им до утра делать нечего.

Так и получилось. И четыре молодца внесли наш багаж прямо в вагон, не позволив Олене к нему даже прикоснуться. Да и в вагоне не тесно, других туристов с их тяжёлыми багажами нет! Значит, и с высадкой проблем не будет.

 

0908. И попутчики, как всегда, попались интересные.  Владимир Фёдорович Беспалов, шахтёр из Мончегорска, едет в Адлер на отдых, а Ольга Безлюдова (музыкальная группа «Полынья», polynia.ru) – человек от искусства. Вот обо всём и поговорили.

 

При подъезде к Москве Оленя позвонил своему другу Саше, живущему ближе всех к месту нашего предстоящего сошествия на московскую землю, и тот встретил и доставил нас домой ещё тёпленькими от переживаний. А потом мы с ним поехали к нему и отметили это безумно-благополучное возвращение в лучшем виде.

И за что Олене так везёт на людей?

 

А ведь были нам предупреждения о подобном исходе. Сначала, в первый же день, отказал навигатор, и мы отложили выезд. Потом нам попалась гайка на дороге, которую Оленя не захотел подбирать, и её впоследствии пришлось выклянчивать у добрых людей. Потом поломки, поломки и поломки. И, наконец, замечательная подножка, которую нам организовала наша Высшая Власть, чтобы остановить нас в нужный час и в нужном месте!

И вот всё опять закончилось благополучно.

А на Гармине 1944 км.

 

 

 

 

 

 

X